Татарский национальный костюм

Татарский костюм — собирательное понятие. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам.

Мужской костюм

Основа любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. По особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа мужских рубах: туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Штаны также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе название «штаны широким шагом». Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой; 2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го — начале 20-го вв. преобладающим являлся первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун.

Камзол носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.

Казакин — легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани темных тонов.

Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.

Чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в приданое невесты.

Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.

Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.

Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.

Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.

Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин.

Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.

Головные уборы

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.

Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.

Женский костюм

Женская традиционная одежда имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различается не только по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.

В число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник и штаны. Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя его традиционную основу. По принципу кройки все многообразие женских рубах так же, как и мужских, можно разделить на два типа: рубахи туникообразного покроя и рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.

В начале 20 в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть все больше подгонялась по фигуре, а подол становился пышным. Новый стиль платья создал новый элегантный облик женщины. Неотъемлемой частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник. Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером примерно 25 х 40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали нагрудник под платье и при помощи лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезь ворота. Вышивка на нагруднике чаще тамбурная, орнамент цветочный, оригинальные узоры выполнены в технике золотошвейной (или шелковой) глади, центральным орнаментальным мотивом является шести — восьмиконечная или «вихревая» розетка, имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак). Важной составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою аналогичные мужским.

В комплекс женской одежды входил и передник. Назначение его в разных регионах проживания татар неодинаковое. Так если у татар Окско-Сурского междуречья передник входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья, отчасти и Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных передников приходится на эти районы.

Женская верхняя одежда также разнообразна. Большой популярностью пользовались камзолы и бишметы. Под камзолом обычно понимается короткая, приталенная, безрукавная, двубортная одежда. В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными. Бишмет — оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда с приталенной спинкой. Богатый бархатный бишмет отделывался мехом и застегивался при помощи большой серебряной застежки, которая одновременно выполняла и роль украшения одежды.

Украшения

В комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные, нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги, накосники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти. Металлические (ювелирные) украшения выделывались местными мастерами-ювелирами. Основным материалом служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение (приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, «дурной глаз»). Характерными приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка, чекан и штамп, чернение. Древнему (монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые), часто с подвесками, отделанные камнями украшения. В качестве украшений использовались также серебряные монеты, кораллы, перламутровые пуговицы. В конце 19 — начале 20 вв. традиционные украшения испытали заметные изменения: вышли из моды массивные воротниковые застежки, нагрудные перевязи, а еще раньше — налобные и большие ажурные серьги; появились другие, отвечающие новому стилю одежды элементы: цепочка с амулетом, брошки, небольшие накосники, узкие браслеты; много было и завозных украшений, особенно сережек, бус, перстней.

Головные уборы

Женские головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставлялись открытыми или слегка прикрывались накосным украшением или, позже, легким фабричным платком. В середине 19 — начале 20 вв. в качестве девичьего головного убора бытовали калфаки. Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову, а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.

Обувь

Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки, отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь. По качеству (твердости подошвы) выделяются два типа кожаной обуви: с мягкой подошвой и с твердой подошвой. К первому типу кожаной обуви относятся ичиги — сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфть, сафьян). При выходе из дома на ичиги надевали кожаную обувь на твердой подошве, а зимой полуваленки. Народ воспринимает их как национальную обувь. Сапоги — кожаная обувь с высоким голенищем и на твердой подошве. Кожаная обувь без задников называлась башмак. Ее также шили из юфти или сыромятной кожи, на твердой кожаной подошве и использовали летом для коротких выходов из дома. Городская знать заказывала себе в качестве домашней обуви башмаки из сафьяна, иногда с мягкой подошвой. Лыковая обувь имела широкое применение в Волго-уральском регионе. Плели их из липового лыка. Лыковую обувь больше носило сельское население как наиболее легкий и удобный вид обуви, на полевые работы. Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем и с высоким голенищем. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в начале 20 в. некоторое место имели узорные валенки.

Тюбетейка Национальный костюм

Костюм национальный