Старо-Татарская Слобода

В Старо-Татарской слободе Казани более всего сохранились исконные черты татарского города. Ее первыми жителями стали татарские воины и феодалы, участвовавшие в захвате Казани на стороне войск Ивана Грозного. Затем, в 1556 году, к ним присоединились соплеменники, которых выселили за пределы города, когда те стали оказывать сопротивление православным миссионерам.

Однако казанские археологи, изучавшие комплекс мечети Марджани, склонны полагать, что история этих мест начинается еще в булгарские времена. Здесь были выявлены культурные напластования и ряд объектов, связанных с освоением этой территории со второй половины XVI века.

По свидетельству Каюма Насыри, «первоначальная слобода представляла собой улицу вдоль берега озера Кабан, отделявшуюся от города рогатками и посадскими стенами». Первое упоминание о слободе в официальных источниках приводится в Писцовой книге 1565-1568 годов. В то время здесь насчитывалось уже 150 дворов.

Слобода в XIX веке становится религиозным и общественным центром татарского населения Казани, районом, где концентрировалась национальная культура, торговля и ремесленничество. Судя по дошедшим до нас сведениям, в средневековой Казани были целые кварталы ремесленников: каменщиков, плотников, горшечников, кожевников, ювелиров, золотошвеек, медночеканщиков. Сенной базар был самым крупным восточным базаром европейской части России. В слободах были десятки магазинов и торговых лавок. После того, как татарских купцов уравняли в правах с русскими, они стали торговать по всей России. Сложились целые торговые династии: купцов Юнусовых, Апанаевых, Утямышевых и др.

За Булаком сложился национальный центр просветительской деятельности, насчитывавший 11 учебных заведений, в том числе знаменитое медресе Мухаммадия, учрежденное в 1882 году имамом Г. Баруди. На улице Тукая (№73) находится здание, в котором в сентябре 1876 года была открыта учительская школа – первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке.

Общекультурными центрами были Юнусовская площадь, окруженная домами богатых татарских купцов, и Восточный клуб (Шарык клуб).

Уникальность Старо-Татарской слободы заключается в том, что она представляет собой единственный сохранившийся комплекс памятников периода формирования татарской нации в конце XIX – начале XX века. Это образцы доходных домов, торговые, промышленные и жилые усадебные комплексы. Несмотря на то, что застройщики должны были следовать строгим предписаниям образцовых проектов середины XIX века, каждый хозяин стремился создать нечто оригинальное. Согласно своду памятников Казани в Забулачье и Закабанье было 93 историко-культурных и архитектурных памятника.

Старо-Татарская слобода, несмотря на довольно ощутимые потери последних лет, остается наиболее сохранившейся старинной территорией Казани, а значит, у нас еще есть возможность хотя бы здесь воссоздать уголки древнего города.

По яркому определению Э.Фатхулловой, «Старо-Татарская слобода – это Атлантида, погрузившаяся в толщу минувших лет, но, к счастью, не сгинувшая совсем».

Staro_tatarskaya_sloboda

Exkursia_po_tatarskoy_slobode_Tur_v_Kazan ( Туры в Казань )

Staro-tatarskaya_sloboda ( Туры в Казань )