Легенды и предания о Казани

 

    В истории Казани немало неразгаданных тайн. Поэтому большое значение и ценность имеют легенды и предания, сохранившиеся в народной памяти. Это истории о возникновении города, о его символе — змее Зиланте, о сокровищах озера Кабан, о подземных ходах под кремлевским холмом, о царице Сююмбике, о людях и явлениях.

Согласно одной из многочисленных легенд, «в 1003 году некий хан облюбовал на Волге место и основал здесь поселение — будущую Казань. Поселение же стало торговым центром со складом товаров. Спустя большое количество времени городом завладел хан Газан. По его имени город стал называться Газан. А потом уж народ сам переименовал его в более удобную форму — Казань». Ученые могут возразить, мол, никакого мифического хана Газана не существовало…

Сказания о Казани

Легенды об основании Казани

Города, как и люди, имеют свою судьбу. И, как людям, им не всегда везет с летописцами. Казань в этом отношении — счастливый город. Биографии ее посвящено большое количество научных трудов.

В настоящее время известно шестнадцать версий происхождения названия Казань. Все они основаны на толковании того или иного значения широко употребляемого в тюркских языках вообще, и в татарском в частности, слова «казан».

 Первая, по всей вероятности самая древняя, легенда гласит: когда выбирали место для города, обратились за советом к колдуну. Он сказал: «Постройте город там, где сам собой закипит врытый в землю котел с водой». Долго искали такое место. Наконец там, где в Казанку впадала Булак-речка, котел закипел сам собою, без огня. Здесь и основали город. Отсюда и пошло название Казань («казан» по-татарски значит «котел»).

 Вторая легенда также связана со словом «котел» (казан). Повествует она о том, что старший сын последнего булгарского хана Габдуллы Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки, текущей среди зеленых лугов и лесов, и решил разбить стоянку. Алтынбек послал слугу за водой с золотым котлом. Берег реки был очень крут, и слуга, пытаясь зачерпнуть воды, нечаянно уронил в неё котел. После этого случая и речку, и заложенный на берегу ее город назвали Казанью.

 Ряд учёных придерживается мнения, что название Казань связано с особенностями ландшафта местности, с наличием котловин (казан, казанлык — котловина) на месте расположения города. Однако как Новая (современная), так и Старая Казань никакими особыми котловинами не грешит. Более того, как правило, котловины присущи горному рельефу. Потому и названия населенных пунктов, связанные с географическим номенклатурным термином «казанлык» — котловина, отмечаются обычно в горных районах.

 Есть еще одна красивая древняя легенда о «татарской Атлантиде», которая находится сейчас на дне озера Кабан. Когда полчища Тамерлана покорили древний Булгар, спастись удалось не многим. В том числе князю, которого звали Кабан, то есть Кабан – бек. Спасаясь от преследования, он бежал на север, где нашел свое убежище среди дремучих лесов на берегу большого и прекрасного озера. Пришедшие с ним люди и сказочный Алп – батыр, который одолел всех драконов и хищников вокруг озера, стали обживать этот край. Возникло селение с княжеским дворцом, что утопал в райском саду, который назывался Бустан. Озеро назвали по имени старейшины поселенцев – Кабаном. Но после покорения Казани город этот с мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками – опустился на дно озера. И если в очень тихую и ясную погоду выплыть на лодке к середине озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан с подводного минарета.

Коль пришлось уж к слову, дно я покажу,

О подводных тайнах вкратце расскажу.

Медные деревни там увидишь ты,

Города из злата – дивной красоты.

В царстве змей стоглавых стережет вода –

Мраморных оленей резвые стада….

Кабан – не просто большое озеро, а целая водная система, состоящая из трех крупных озер – Ближний, Средний и Верхний Кабан, проливов между ними и протоки Булак. Древняя легенда гласит, что много лет назад первых поселенцев привел в эти места святой старец по имени Касым – шейх. Вокруг были лишь болота и густой кустарник. И возроптали люди: «Зачем ты привел нас туда, где много комаров и нет чистой воды?» И тогда святой старец, расстелив свой бешмет, помолился аллаху, взялся за края бешмета и поволок за собой. И там, где он протащил бешмет, возникло благодатное озеро с чистой и целебной водой. Если смотреть сверху, Ближний Кабан и впрямь напоминает нам расстеленный бешмет с двумя рукавами – Булаком и Ботанической протокой. Правда, своим происхождением озеро обязано совсем не бешмету. Ученые полагают, что озера – остатки древнего русла Волги и возраст озерной системы оценивается в 25 – 30 тысяч лет.

Легенды о Казани

О Сююмбике

Рассказывают, что Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу — пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.

 Однако это всего лишь красивая легенда, доподлинно известно, что Сююмбике была замужем за ханом Сафа-Гиреем, а после изгнания Сафа-Гирея из Казани на ханский престол был посажен Шах-Али, который увез царицу в г.Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век.

Легенды о Казани Сююмбике  

Об озере Кабан

Старики рассказывают, будто на дне казанского озера Кабан находятся несметные ханские сокровища, сокрытые от людских глаз слоем воды и донного ила. Незадолго до того момента, когда войска Ивана Грозного подошли к стенам Казани, ханская казна была вывезена на озеро и затоплена в потаенном месте. Чтобы найти его, согласно преданию, надо встать у ручья, впадавшего в Кабан неподалеку от истока Булака и отмерить расстояние в один или два лучных выстрела (точнее никто не знает). Сокровища лежат на такой глубине, что, даже зная место, но не зная еще одного секрета, их невозможно поднять. Многие смельчаки пытались найти ханские сокровища, но все бесполезно. Так они и покоятся на дне Кабана глубоко в иле, где даже рыбы их не видят.

Легенды об Озере Кабан

О змее Зиланте

Предание о старинном гербе Казани связано со сказочным существом – крылатым драконом, который обитал в окрестностях. Люди изгнали его, обложив гору соломой и хворостом и запалив ее огнем. Зилант, после истребления гнезда, улетел на другую гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в пещере этой горы. До сих пор он летает над городом и пьет воду в озере Кабан, иногда ныряет на дно озера и тянет на дно неосторожных купающихся.

По другой легенде, функции, которые по древним поверьям выполнял дракон, сводились к трем задачам: охрана границ, сбор урожая, покровительство народа во всех делах. Подобных легенд известно немало, и в каждой рассказывается об этом колоритном существе, чем-то напоминающего ископаемого летающего ящера.

О прототипе казанского герба сегодня напоминает лишь Зилантова гора, которая возвышается над старым руслом Казанки. При Иване Грозном на этой горе был построен женский монастырь.

Образ Зиланта был очень популярен в архитектуре Казани. Редкий по своей экзотичности, он давал большой простор для фантазии художников – умельцев. Они изображали его в камне, гипсе, железе, дереве, чугуне.

Легенда о Зиланте Казань

О подземных ходах

Еще одно легендарное и загадочное сооружение нашего города – подземные ходы или катакомбы. Первые упоминания о подземной Казани встречаются еще при описании легендарных подкопов под стены Кремля, сделанных войском Ивана Грозного. Подкоп вели от берега канала Булака. Прокопав галерею в сто саженей, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой и вкатили в подкоп бочки с порохом.

Одна из легенд рассказывает, что под этим городом есть еще подземное царство, в котором живет огнедышащий дракон.

Историки не раз находили предания о разветвленной сети коридоров под кремлем.

Еще войско Ивана Грозного прокопало подкоп от Даировой бани, используя ее каменные стены для укрытия. Затем добравшись до кремлёвских стен, они услышали женский смех и разговоры. Женщины шли за водой. Тут-то и закатили под самые стены бочку пороха. Официально подтверждены следующие ходы: подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ,- ход из церкви вел в сторону Кремля, другое, крупное подземелье находится неподалеку на ул. Чернышевского. Есть еще и третье — под усадьбой Боратынских.

 Историки не раз фиксировали предания о том, что холм, на котором расположен Кремль и прилегающая к нему часть кряжа, на гребне которого лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Доподлинно известны несколько адресов в этом районе. Это подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Национального музея РТ. Другое крупное подземелье находится неподалеку на улице Чернышевского. Еще одно крупное – под усадьбой Боратынских. Подземный ход в виде круглой трубообразной галереи есть под площадью 1 Мая. Огромные многоярусные подвалы есть под некоторыми домами с древними фундаментами на улице Кремлевской, но ходы, ведущие от них, почти все завалены и трудно определить направленность и протяженность этих подземных катакомб.

 Предания о Казани